Почему мы совершаем орфографические ошибки?
Правописание многих слов в иврите часто вызывает затруднения. Есть слова, которые можно написать несколькими способами. Поэтому, если мы пишем в соответствии с тем, что слышим, то невозможно узнать правильный способ написания. Это происходит главным образом потому, что есть буквы, которые в современном произношении звучат точно так же, или очень похоже. Например – ט (тэт) и ת (тав), שׂ (син) и ס (самэх), כ (каф) и ק (куф) и так далее.
Как правильно написать форму глагола «идти» в прошедшем времени, 1-м лице, и единственном числе, если мы слышим «hалахти»? Может быть «אלחטי» или «עלכטי» или «הלחתי»? Нет, нет и нет! Правильный вариант – «הלכתי».
Итак, как нам научиться писать без орфографических ошибок? И как узнать, правильно ли мы написали слово с «проблемными» буквами?
-
Много читать. Читайте как можно больше в соответствии с вашим уровнем владения языком. Когда мы читаем осмысленно, наши глаза привыкают видеть слова в правильной форме написания. Важно при чтении хорошо всматриваться в каждое слово, и удерживать картинку в памяти.
-
Изучать правила правописания, и некоторые из правил мы изучим уже сегодня.
-
Определять (находить) корни в словах. Зная корни, мы знаем какие буквы должны быть, а каких быть не должно.
-
Пользоваться контекстом. Есть группы слов, которые можно отнести к одной теме, и в них как правило присутствуют одни и те же буквы.
В этой статье мы рассмотрим написание букв א «алэф» или ע «айин» в служебных словах и местоимениях (а также в «семейных» словах).
Мы знаем, что א «алэф» и ע«айин» передают смычные гортанные звуки. Когда-то эти буквы произносились по-разному. Но современное произношение редко позволяет нам понять, какая именно буква была произнесена. Во-первых, в начале и в конце слова, а также в середине между гласными, буквы «א» и «ע» не произносятся вовсе. А во-вторых, в положении после согласного их необходимо произносить в виде смычки (мгновенной остановки), что в транскрипции мы передаем с помощью твердого знака (или апострофа).
В иврите любой слог, а тем более слово, начинается только с согласной буквы. Поэтому, если в начале слова или в середине между гласными звуками не слышится согласный звук, то, в принципе, понятно, что в этом месте может находится одна из гортанных букв – א «алэф» и ע«айин» .
Есть немало пар, которые отличаются наличием или отсутствием א.
Например: לִראוֹת (лиръот) – «видеть» и לִירוֹת (лирот) – «стрелять».
В этом положении желательно произносить «алэф» тщательно, что, по сути, сводится к произнесению русского твердого знака.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что современное произношение не позволяет понять, какая именно буква была произнесена. Однако есть ряд признаков, которые могут помочь нам сориентироваться, какую букву написать – «алэф» или «айин».
Перейдем к их рассмотрению.
Запомните первое правило:
Большинство служебных слов, предлогов и союзов пишутся через «א» (алэф), и лишь некоторые из них - через «ע» (айин).
Внимательно всмотритесь в эти слова с буквой «א»,
обращая внимание на их написание:
Теперь хорошенько всмотритесь в служебные слова,
которые пишутся через букву «ע»:
А сейчас мы остановимся на некоторых словах,
и рассмотрим их более подробно.
אִם — עִם
אַל — עַל
אִם: слово «им» всегда пишется через «א»,
когда речь идет о каком-либо условии:
Если пойдет дождь, я буду сидеть дома.
.אִם יֵרֵד גֶשֶם, אֵשֵׁב בַּבַּיִת
Если будешь писать упражнения, будешь много знать.
.אִם תִכתוֹב אֶת הַתַרגִילִים, תֵדַע הַרבֵּה
«Если захотите – это не сказка». (Герцль)
.(אִם תִרצוּ - אֵין זוֹ אַגָדָה. (הרצל
Скажи мне, если придешь ко мне сегодня вечер.
.אֱמוֹר לי אִם תָבוֹא אֵלַי הָעֶרֶב
Если ты уйдешь, я буду скучать.
.אִם תֵּלֵךְ אֲנִי אֶתְגַּעְגַּע
Проверить есть ли сообщения.
.לִבְדּוֹק אִם יֵשׁ הוֹדָעוֹת
עִם: слово «им» всегда пишется через «ע»,
если оно означает «вместе»:
Я гуляю со своим другом.
.אני מְטַיֵיל עִם חֲבֵרִי
Учитель беседует с учеником.
.הַמוֹרֶה מְשׂוֹחֵחַ עִם הַתַלמִיד
Иосиф идет с Яковом.
.יוֹסֵף הוֹלֵך עִם יעקב
хлеб с оливками
לֶחֶם עִם זֵיתִים
девочка с косичками
יַלְדָּה עִם צַמּוֹת
Я играл с друзьями.
.שִׂחַקְתִּי עִם חֲבֵרִים
אַל: слово «аль» пишется через «א»
в значении «לא» – «не» в повелительном наклонении:
Не откладывай это на завтра.
.אַל תִדחִי אֶת זֶה לְמָחָר
Не спешите, друзья!
!אַל תְמַהֲרוּ חֲבֵרִים
עַל: слово «аль» пишется через «ע» в значении «на, о, об»:
Книга на столе.
.הַסֶפֶר עַל הַשוּלחָן
Мы говорили о работе на заводе.
.דִיבַּרנוּ עַל הָעֲבוֹדָה בְמִפעָל
Я мечтал/а о доме.
.חָלַמְתִּי עַל הַבַּיִת
Запомните второе правило:
Личные местоимения и многие слова, обозначающие членов семьи пишутся через букву «א»
Запомните выражение «משפחה אלף־אלף», означающее «превосходная семья», здесь «אָלֶף-אָלֶף» (алэф-алэф) – «высшего класса», «наилучший», «превосходный», «великолепный». Итак, кто входит в нашу «семью высшего класса - אָלֶף-אָלֶף»?
אני, את, אתה, הוא, היא, אנחנו, אתם, אתן, אח, אחות, אם, אמא, אב, אבא, סבא, סבתא, אדם, אנשים, איש, אישה, אחיין, אחינית, אלמן, אלמנה и т.д.
В данной статье мы разобрали с вами правописание нескольких десятков слов, которые пишутся через א «алэф» или ע«айин».
В заключение, попробуйте запомнить наизусть эти изречения из «Поучения Отцов» (Трактат «Авот» – מסכת אבות). Запоминая известные изречения, пословицы и поговорки, мы запоминаем и слова, входящие в них, поэтому их правописание уже не будет вызывать у нас затруднений.
1. אִם אֵין קֶמַח - אֵין תוֹרָה
אִם אֵין תוֹרָה - אֵין קֶמַח
2. אִם אֵין אֲנִי לִי - מִי לִי?
וּכְשֶׁאֲנִי לְעַצְמִי - מָה אֲנִי?
וְאִם לֹא עַכשָיו - אֵימָתַי?
1. Если нет муки – нет Торы. (им эйн кэ́мах – эйн тора)
Если нет Торы – нет муки. (им эйн тора – эйн кэ́мах)
То есть тот, кому нечего есть, не в состоянии заниматься, а тот, кто не изучает Тору, не достоин есть, ибо жизнь без Учения лишена смысла.
2. Если не я для себя – кто за меня? (им эйн ани ли – ми ли?)
Но если я только для себя – что я? (у-хшэ-ани лэ-ацми – ма ани?)
И если не теперь, то когда? (вэ-им ло ахшав, эйматай?)
Если не я сам позабочусь о своем совершенствовании и не буду стремиться к цельности, кто, если не я, побеспокоится об этом и поможет мне стать лучше? Но, если я забочусь только о себе и ничего не делаю для других – ЧТО Я – чего я тогда стою? Если я не начну делать немедленно то, что обязан делать, когда же я сделаю?