O величии и святости субботы в культуре и традиции еврейского народа хорошо известно всем. Но оказывается есть особая, последняя суббота перед Песахом, которая имеет собственное имя: שַׁבַּת הַגָּדוֹל «Шаба́т hа-гадо́ль» — «Великий Шабат», «Великая суббота»!
Если у вас под рукой еврейский календарь “לוּחַ שָנָה עִברִי” (лу́ах шана́ иври́), то взгляните на 27 марта 2021 года, и обратите внимание на два слова: “שבת הגדול”. Следует отметить, что в еврейском календаре очень редко можно найти дату, которая указывается в соответствии с днем недели, а не в соответствии с днем месяца.
А первая Великая Суббота пришлась на 10 число месяца Нисан 2448 года от Сотворения Мира, за пять дней до Исхода евреев из Египетского рабства, ровно 3333 года назад!
Величие именно этой субботы определяется тем, что, во-первых, она предваряла «великий день» самого Исхода, а во-вторых, у этой субботы есть важный психологический смысл, и она сыграла определяющую роль в самосознании будущего еврейского народа.
Именно в этот день евреям пришлось набраться большой смелости и огромного мужества, чтобы преодолеть рабский страх перед своими хозяевами – египтянами. Возникла угроза для всего народа и потребовалось чудо, чтобы ее устранить.
Но если Всевышний сотворил множество чудес (расступление моря при Исходе, Пурим, Ханука и т.д.), то почему именно это чудо названо великим? Оказывается, в этом чуде есть нечто, чего не было в других чудесах.
Другие чудеса происходили так, что враг до последнего момента оставался врагом, а потом происходило чудо и враг был нейтрализован (тонул в море, был убит и т.д.). Но в «Шаба́т hа-гадо́ль» произошло явление, совершенно отличное от всего этого: злейшие враги евреев – египетские первенцы, стали жертвовать собой, защищая еврейский народ!
Давайте вспомним, что сказано в Торе. В начале месяца Нисан 2448 года Всевышний приказал евреям: «В десятый день этого месяца пусть возьмет себе каждый по ягненку на семейство... И да будет он у вас в хранении до четырнадцатого дня этого месяца, и тогда пусть зарежет его все собрание общества Израиля» (Шмот, 12).
Каждый из сыновей Израиля привязал животное к ножке своей кровати, и четыре дня блеяние молодняка доносилось из каждого дома. Когда египетские первенцы пришли к евреям и спросили тех, зачем им нужны животные, которым они поклоняются, то ответили им евреи, что собираются принести животных в жертву Всевышнему.
Услышав это, египетские первенцы ужаснулись и испугались «отсроченной (10-й) казни». Они отправились к своим отцам и к фараону с требованием отпустить народ Израиля и тем самым спасти себе (первенцам) жизнь. Но получив отрицательный ответ, египетские первенцы пошли против своих отцов (и фараона) и были вынуждены устроить братоубийственную войну в Египте. Именно поэтому Писание говорит: «Поразивший Египет первенцами его» (Теhилим [Псалмы] царя Давида, 136:10), а не просто «Поразивший первенцев Египта». Это значит, что сами первенцы наносили удары».
В память о происшедшем последнюю субботу перед Песахом назвали שַׁבַּת הַגָּדוֹל «Шаба́т hа-гадо́ль» — Великой субботой.
Одна из древних традиций Великой Субботы — печь хлеб из оставшегося хамеца (חָמֵץ) т.е. квасного, запрещенного к употреблению в течение семи дней праздника Песах. Этот хлеб называют «хала бедняка» или «хала синагоги» и делят между неимущими членами общины.
А некоторые ортодоксальные евреи обращаются в этот день друг к другу вместо традиционных «шабат шалом» с особым приветствием в честь этой субботы: שבת הגדול מבורך (Шаба́т hа-гадо́ль мевора́х) или שבת הגדול שלום (Шаба́т hа-гадо́ль шало́м) «Благословенна Великая суббота!»
Comments