Сказал раби Йоханан бен Торта: за что был разрушен Первый храм? За три преступления (из-за трех грехов): עֲבוֹדָה זָרָה (авода́ зара́) - идолопоклонство, поклонение чужим богам, גִּלּוּי עֲרָיוֹת (гилу́й арайо́т) - запрещенные сексуальные связи, кровосмешение, инцесты и т.д и שפִיכוּת דָמִים (шфиху́т дами́м) - пролития невинной крови. Но Второй храм, за что подвергся разрушению? Люди слишком אוֹהֲבִין אֶת הַמָּמוֹן (оhави́н эт hа-мамо́н) - любили деньги, капитал (корыстолюбие), и שׂוֹנְאִין אִיש אֶת רֵעֵהוּ (сонъи́н иш эт рээ́hу) - ненавидели друг друга, беспричинно враждовали. И это учит нас, что беспричинная вражда и ненависть человека к человеку - столь же тяжкое преступление, как идолопоклонство, прелюбодеяние и пролитие невинной крови, вместе взятые.
Шалом друзья!
Сегодня вечером мы прерываем обычное течение нашей жизни, когда с заходом солнца наступает ДЕВЯТОЕ АВА תִּשְׁעָה בְּאָב, (тишъа́ бэ -А́в), национальный день траура и поста еврейского народа в память о разрушении Первого и Второго храмов в Иерусалиме.
День 9-го Ава отмечен трагическими событиями на протяжении всей еврейской истории. Традиция сообщает, что кроме разрушения Храма в этот день в истории еврейского народа произошли ещё ряд тяжких бедствий и испытаний. С этим печальным списком можно ознакомиться в открытых источниках, поэтому мы не станем здесь углубляться в законы, обычаи, исторические события и литургию этого дня, скажем только, что пост 9-го Ава строже других постов, а траур этого дня тяжелее, чем траур других постов, и в этот день соблюдаются все законы, соблюдаемые в יוֹם כִּפּוּר (Йом-Кипу́р) - День Искупления.
А в этой заметке мы рассмотрим филологические аспекты некоторых слов и понятий 9-го Ава, а также их внутренний смысл, скрытый за внешней оболочкой от поверхностного взора.
Во-первых, на примере даты 9-е Ава (תִּשְׁעָה בְּאָב) - легко запомнить правило произношения дат в иврите. В отличие от русского языка, где даты записываются порядковыми числительными (первое/второе/третье и т.д.), в иврите для обозначения чисел месяца используются количественные числительные мужского рода (так как слово יוֹם (йом) со значением «день» относится к мужскому роду) - один/два/три и т.д. Например, "Первое мая" будет звучать на иврите - אחד במאי (эха́д бэ-ма́й), а не ראשון במאי (ришо́н бэ-ма́й), как можно было бы ожидать при дословном переводе с русского языка.
Запомните формулу построения дат в иврите:
А теперь самое время задаться вопросом: что заставляет нас вновь и вновь возвращаться к событиям, которые случились тысячи лет назад? Пусть был когда-то храм, потом еще один, но ведь с тех пор прошло несколько тысяч лет, и как это может быть связано с нашей сегодняшней жизнью?
Действительно, обычно мы не придаем должного внимания этим событиям, и явно недооцениваем важность этого дня. Напомним то, о чем мы говорили ранее: все события, происходящие в нашем мире, определяются духовными процессами, а праздники и исторические события народа Израиля символизируют этапы духовного развития.
9-е Ава символизирует разрушение Храма, т.е. проявление огромного эгоизма (אָנוֹכִיּוּת анохийу́т), который стал причиной разобщенности и вражды, разрушенных взаимоотношений и ненависти – вот что такое настоящее разрушение. Физическому разрушению Первого и Второго Храма предшествовало постепенное снижение духовного уровня людей, духовное опустошение. Разбогатевшие евреи наслаждались благами жизни, духовно обрюзгли, опустились и забыли о своей духовной миссии. Наказание последовало незамедлительно, ведь внутренний развал ведет к внешнему разрушению, грехи опустошили Храм, и он, утратив духовные опоры, рухнул.
В тишъа́ бэ-А́в мы должны попытаться заглянуть во внутрь, сфокусироваться на “חֶשבּוֹן נֶפֶש”, на выяснении отношений между нами, и увидеть, что мы по-прежнему живем на развалинах храма.
9-е Ава תִּשְׁעָה בְּאָב - олицетворение духовного разрушения, изгнания и рассеяния. Это состояние при котором потеряны добрые отношения между людьми, когда беспричинная любовь превращается в беспричинную ненависть, это и есть настоящее разрушения и изгнание.
(бэт микда́ш) בֵּית מִקדָש - Иерусалимский ХрамДом - בית - олицетворяет желание человека получать удовольствие и наслаждение. קדוּשָה - олицетворяет отдачу, противоположность эгоизму, альтрузим.
Бэт микдаш - это состояние, при котором человек владеет своим желанием получать с намерением отдачи и наполнения других, ближнего.בֵּית - это дом, который мы строим в сердце, а материал/вещество, которым мы скрепляем "камни" дома - это исправленные отношения между людьми.
Когда духовное здание называемое "בֵּית מִקדָש" существует между нами, создаются условия для строительства храма в материальном мире. Для этого необходимо исправлять раскол и ненависть между нами на единство, гармонию и взаимную любовь.
Пост - צוֹם (цом) - олицетворяет состояние, в котором человек производит над собой צִמצוּם (цимцу́м) - уменьшение, сокращение, т.е. временно отказывается от эгоистического получения наслаждений. (гэула́) גְאוּלָה - освобождение, избавление;- олицетворяет обновление связей между людьми на основе взаимного уважения и поручительства, которые приводят к раскрытию духовного.
Да, наш народ вернулся в свою страну, но духовное изгнание (גָלוּת), начавшееся почти две тысячи лет назад, еще не завершилось. Эгоизм опять рвется наружу и прикрываясь ширмой из правильных слов и резонных доводов, погружает нас в שִׂנאַת חִינָם (синъа́т хина́м) - беспричинную ненависть.
Ведь ненависть - это не только лютая злоба и вражда. Ненависть - это когда даже перед лицом внешней угрозы мы не готовы приподняться над разногласиями. Когда за деньгами не видим людей и кроем друг друга последними словами. Когда из-за партийных предпочтений делимся на воинственные, непримиримые лагеря. Не случайно на иврите понятие "партия" מִפלָגָה (мифлага́) происходит от слова פִּילוּג (пилу́г) - раскол, разобщение, разъединение.
Очевидно, что это путь к очередному краху. Когда-то мы его уже прошли, когда сами, из-за собственных раздоров, привели римлян в Иерусалим. Тогда умерла наша любовь к ближнему, и с тех пор мы так и не воскресили ее. Поэтому мы по-прежнему живем на развалинах Храма - в духовном изгнании. Но спасение есть. И оно - вернуть любовь в наши сердца и воссоздать между собой те самые взаимоотношения, которые когда-то были. Заповедь וְאָהַבְתָּ לְרֵעֲךָ כָּמוֹךָ (вэ-аhавта́ лерэаха́ камо́ха) - «возлюби ближнего, как самого себя» является самым главным законом мироздания.
Будем надеяться, что в эти напряженные траурные дни Небеса смилостивятся над нами и сохранят нас для благих дел, для исправления взаимоотношений между нами, с שִׂנאַת חִינָם (синъа́т хина́м) беспричинной ненависти и вражды на אַהֲבַת חִינָם (аhава́т хина́м) - беспричинную любовь и уважение. И об этом мы поговорим в следующий раз.
Легкого поста צוֹם קַל (цом каль) тем, кто его соблюдает, и хороших вестей всем нам!
Comentarios