С тем самым днем, когда молодые девушки надевали белые платья и танцевали ритуальные танцы в виноградниках. А молодые парни смотрели на танцующих девушек и выбирали себе невест. В еврейской традиции сегодняшний день — ט"ו באב(Ту бэ-А́в) — пятнадцатое число месяца Ав, считается Днем Любви.
Сегодня в Израиле уже никто не выходит танцевать в виноградники, но этот день, как добрая примета, по-прежнему располагает к шагам навстречу друг другу. В Ту бэ-А́в люди дарят цветы и подарки своим любимым, делают предложение и даже играют свадьбы. Своего рода аналог Дня Валентина, а может быть даже удивительный прообраз, имеющий прямое отношение к каждому из нас.
Продолжение рассказа об этом замечательном празднике и его внутреннем, скрытом смысле вы найдете, пройдя по этой ссылке.
А сейчас восемь интересных фактов о Любви в Танахе, который на самом деле полон любовных историй и разнообразных проявлений любви.
1. Слово אַהֲבָה(аhава) — «любовь» появляется в Танахе 40 раз.
2. Корень א־ה־ב появляется в Танахе 208 раз.
Любовь в Танахе проявляется в отношениях между мужчинами и женщинами, в семейных отношениях, в любви Б-га к народу Израиля и в любви верующего еврея к своему Б-гу.
3. У слова אַהֲבָה не так много синонимов в Танахе, и связаны они с חִיבָּה (хиба) «симпатия, любовь» и רַחֲמִים (рахамим).
Слово רַחֲמִים — это общепринятый и распространённый перевод слова אַהֲבָה и связанных с ним глаголов Онкелосом (прозелит, перешедший в иудаизм). Постепенно, с годами רַחֲמִים и אַהֲבָה отдалились, и сегодня רַחֲמִים «милосердие» — это сострадательное отношение к нуждающемуся человеку, жалость к находящемуся в беде.
4. Сленговое выражение מֵת עָלֶיהָּ/ מֵתָה עָלָיו означает — «любит и хочет кого-то или чего-то очень сильно», «без ума от этого». Этот оборот речи служит основой для вопроса-шутки: как узнать, что Рахэль очень любила Яакова?
А я..(на мою беду), при переходе моем из Паддана, умерла у меня Рахэль на земле Кенаана, в пути,Книга БЫТИЕ. Отрывок: «Яаков, Йосеф и его сыновья» 48:7
Но если без шуток, то здесь מֵתָה עָלַי означает «умерла у меня» (на руках) — т.е. удар судьбы постиг меня. И стих этот говорит о смерти Рахэли, а не о её любви к Яакову.
5. Ривка — единственная девушка в Танахе, у которой спрашивают её согласия, её одобрения выйти замуж.
И сказали они: Позовем девицу и спросим, что она скажет (досл. ее уста)Книга БЫТИЕ. Отрывок: «Женитьба Ицхака на Ривке» 24:57
Очевидно, что она была особенной, сделанной не из «пассивного материала». А комментаторы заключают из этого стиха, что женщину выдают замуж только с ее согласия.
В современном иврите идиома שָׁאַל אֶת פִּיו означает — «попросить кого-то высказать мнение, выяснить позицию по какому-либо вопросу, узнать, согласен ли он с чем-либо».
6. Первый раз в Танахе, когда сказано явно, что муж любит жену, мы находим в истории Ицхака и Ривки.
И привел (ввел) ее Ицхак в шатер Сары, своей матери, и взял он Ривку, и стала она ему женою, и он возлюбил (полюбил) ее.Книга БЫТИЕ. Отрывок: «Женитьба Ицхака на Ривке» 24:67
Обратите внимание как многое можно было сказать одним словом в библейском иврите. וְיֹאהֲבֶהָ то есть он הוּא полюбит יֹאהַב её אוֹתָהּ — подлежащее, сказуемое и дополнение в одном слове.
Многие комментаторы обращают внимание на порядок действий (слов): «он взял Ривку, она стала его женой, и он полюбил ее». Мы привыкли, что сначала появляется любовь, которая приводит к браку. Но Танах говорит нам, что любовь становится сильнее после брака. Еврейский брак основывается не на страстном влечении, а на разумном выборе. И сказано «и взял Ривку, и она стала ему женою, и он полюбил ее». Свадьба — не кульминация, а лишь начало истинной любви.
7. Танах говорит достаточно смело и уверенно о том, что родители не любят детей одинаково. Иудаизм признает существование таких ситуаций, когда родитель любит одного ребенка больше, чем другого. Сегодня это совершенно недопустимо, и такие вещи не говорят и не пишут. Современная наука считает, что разное отношение родителей к своим детям оказывает пагубное воздействие на формирование их личностей. И даже если есть объективные причины разной симпатии родителей, они не должны позволять подобным эмоциям определять отношение к своим детям.
Ицхак полюбил Эсава, потому что тот ловил его своими устами (охота на устах его), а Ривка любила Яакова.Книга БЫТИЕ. Отрывок: «Яаков, Эсав и первородство» 25:28
Ловил его своими устами — ибо улов во рту у него, потому что дичь его была ему по вкусу.
Ицхак очень любил мясо. Запах мяса приведет к тому, что в следующей главе он даст благословение не тому сыну. А в этом стихе צַיִד בְּפִיו «во рту у него» — по одной из версий, во рту у Ицхака, а по другой — во рту у Эсава, потому что он ловил и обманывал Ицхака своими речами, даже его уста владели искусством охоты, т.е. он использовал умение охотиться, даже когда разговаривал, он умело пользовался своим искусством, чтобы завоевать любовь отца.
А Ривка любила Яакова, и знала, что еще до рождения дети были совершенно непохожи друг на друга, а потому испорченность Эсава она считала изначально предопределенной и неисправимой. Любовь же Ривки к Яакову была естественной, и ему не нужно было «завоевывать» свою мать: личность его была такова, что сама завоевала ее любовь.
8. И в заключение стих, демонстрирующий силу настоящей любви. Из-за любви Яакова к Рахэли работа не казалась ему трудной и длительное время ожидания пролетело очень быстро. Семь лет показались ему несколькими днями — так сильно он любил ее.
Comments